Смазка лифтовых канатов
У многих потребителей возникает вопрос о необходимости и периодичности смазки лифтовых канатов. Мы, как эксперты в области сервиса лифтовых канатов, можем утверждать следующее:
- Одним из основных условий длительной и безопасной работы лифтового оборудования является строгое соблюдение правил эксплуатации и обслуживания стальных канатов, — основных грузонесущих элементов подъемных конструкций. Наряду с правильным подбором канатов по конструкции и прочностным характеристикам, правильной навеской, систематическим осмотром, очень важное значение имеет и периодическая обработка канатов смазочными материалами.
- Несоблюдение предъявляемых к смазке лифтовых канатов требований приводит к их коррозии, увеличению износа (как самого каната, так и канавки шкива), снижению прочностных характеристик, провоцирует образование структурных дефектов каната и, в конечном итоге, способствует уменьшению его срока службы.
- Многими производителями выполняется смазка свиваемых прядей, а сами канаты при свивке не смазываются (требования ДСТУ EN 12385-5).
- Такой способ нанесения смазки называют БНС – без наружной смазки. Количества нанесённой таким образом заводской смазки достаточно, чтобы обеспечить защиту от коррозии во время транспортировки, недлительного хранения и на начальном этапе эксплуатации.
- Основными смазками, применяемыми для смазки лифтовых канатов, являются Торсиол-35Б (при изготовлении канатов по ГОСТ) и Elaskon-20 (при изготовлении канатов по стандарту EN 12385). Совместимые с ними смазки для применения в процессе эксплуатации – это Торсиол-35Э и Elaskon-30 соответственно.
- Волоконный сердечник, применяемый при свивке лифтовых канатов, может изготавливаться как из органического сырья (джут, пенька, сизаль), так и из синтетического (полипропилен). При изготовлении канатов с натуральным органическим сердечником выполняется их пропитка смазкой Е-1. Синтетический сердечник (из полипропилена) не пропитывается.
- При длительном хранении каната рекомендуется периодически (не реже чем раз в 6 мес) осматривать его по наружному слою и смазывать совместимой с производственной канатной смазкой. А для того, чтобы получить оптимальные для данного каната сроки эксплуатации, требуется в процессе эксплуатации периодически наносить эксплуатационную канатную смазку, которая должна быть совместимой с первоначальной заводской смазкой.
- Касательно периодичности выполнения смазки лифтовых канатов в процессе эксплуатации определенных требований нет. Некоторые производители рекомендуют смазывать раз в год или через каждые 250000 циклов, другие, – не реже одного раза в 4-8 недель и т.д. Мы же считаем, что смазка канатов должна выполняться по мере необходимости. Однако лифтовые канаты никогда не должны использоваться без смазки. Периодичность процедуры нанесения смазки зависит от многих факторов, в числе которых:
- условия хранения;
- состояние каната при навеске;
- температура и влажность воздуха;
- количество циклов;
- агрессивность окружающей среды и т.д.
- Самым простым индикатором необходимости смазывания канатов лифта может быть отсутствие следов смазки на руке после прикасания к канатам. Лучше смазывать канаты чаще, но экономно. Канатная смазка должна быть равномерно тонким слоем нанесена на всю поверхность каната. Следует избегать нанесения чрезмерного количества смазки. Перед повторным смазыванием, необходимо произвести осмотр канатов и, при необходимости, выполнить предварительную очистку от старой смазки и налипшей к ней пыли.