Рекомендации по транспортировке стальных канатов

  1. Канаты транспортируют транспортом всех видов в крытых и открытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. Размещение и крепление грузов при железнодорожных перевозках осуществляется в соответствии с Правилами погрузки и крепления грузов, действующими в установленном порядке.
  2. Канаты поставляются на катушках или в бухтах в зависимости от диаметра, длины каната и от условий клиента.
  3. При доставке каната на место хранения или навески, барабан должен быть снят с транспортного средства грузоподъемными механизмами таким образом, чтобы не допускать повреждения каната и барабана. Запрещается сбрасывание барабана с канатом с транспортного средства или снятие способами, приводящими к его порче или нарушению слоя консервационной смазки. В процессе этих работ сам канат не должен входить в контакт ни с какой частью грузоподъемного механизма, такой как крюк крана или вилка автопогрузчика. Предпочтительней использовать текстильные стропы.

Резка каната

  1. При резке каната на мерные отрезки, на него с обеих сторон от места разреза должны быть наложены бандажи (перевязки) из мягкой проволоки. Количество и ширина бандажей в зависимости от диаметра каната должны соответствовать величинам.

Расстояние между бандажами должно быть не менее шага свивки.

  1. После транспортировки каната на рабочую площадку, он должен быть проверен на предмет отсутствия повреждений.
  2. Прежде, чем установить новый канат, необходимо проверить состояние и параметры элементов машины, оборудования или установки, взаимодействующих с канатом, например, барабанов, шкивов, направляющих роликов и т.д. на предмет того, что они находятся в рекомендуемых пределах.
  3. Особое внимание обратить на параметры и состояние ручьев блоков системы и ручьев барабанов соответствующей лебедки. Диаметр ручья должен быть на 7,5% больше номинального диаметра каната. Его контроль осуществляется с помощью специальных контрольных калибров.
  4. При резке спиральных несущих канатов, подъемных канатов закрытого типа, а также многослойных прядевых канатов на каждом конце каната необходимо устанавливать по два повернутых относительно друг друга на 90° четырехболтовых зажима с расстоянием между ними, равным 2 — 4 диаметрам каната. Взамен двух четырехболтовых зажимов можно устанавливать восемь двухболтовых зажимов вплотную друг к другу при ширине каждого зажима, равной диаметру каната. Перед снятием зажимов торцы каната следует надежно заварить.
  5. Запрещается производить резку канатов с помощью электросварки.
  6. Отсутствие надлежащих перевязок на канате при резке может привести к деформации каната.

Навеска каната

  1. После транспортировки каната на рабочую площадку, он должен быть проверен на предмет отсутствия повреждений.
  2. Прежде, чем установить новый канат, необходимо проверить состояние и параметры элементов машины, оборудования или установки, взаимодействующих с канатом, например, барабанов, шкивов, направляющих роликов и т.д. на предмет того, что они находятся в рекомендуемых пределах.
  3. Особое внимание обратить на параметры и состояние ручьев блоков системы и ручьев барабанов соответствующей лебедки. Диаметр ручья должен быть на 7,5% больше номинального диаметра каната. Его контроль осуществляется с помощью специальных контрольных калибров.
  4. Запрещается использовать канаты при наличии износа, нарушения гладкости поверхности или несоответствия параметров канавок шкивов, блоков и барабанов.
  5. Слишком узкие ручьи блоков будут защемлять и деформировать канат, нарушая его структурную целостность, что может привести к преждевременному выходу каната из строя. Слишком большие ручьи блоков создадут недостаточную опору, что приведет к увеличению контактных давлений и преждевременному разрушению проволок каната.
  6. Шаг нарезки канавок на барабане лебедки должен соответствовать 1.15dк — для канатов диаметром до 10 мм, 1.12dк — для канатов диаметром до 20 мм и 1.11dк — для канатов диаметром более 20 мм (dк – диаметр каната). Ни в коем случае фактический диаметр каната не должен быть больше чем шаг нарезки канавок на барабане оборудования.
  7. Угол раскрытия между сторонами канавки должен находиться в диапазоне от 45 до 60°. Допускается угол раскрытия от 30 до 45° только при углах девиации менее 1°.
  8. Углы девиации при навивке каната на барабан должны находиться в пределах от 0,5° до 2,5°. Следует ограничить угол девиации до 2,5° для барабанов с нарезкой и до 1,5° для гладких барабанов. При использовании некрутящихся, малокрутящихся канатов и параллельно свитах канатов (т.е. канатов, в которых пряди и сердечник свиваются в канат за одну операцию) угол девиации должен быть ограничен до 1,5°.
  9. Все шкивы должны быть отрегулированы. Опора шкива должна поддерживать его ровное положение. Ходовой шкив должен находиться на одной линии с центром подъемного барабана. Для обеспечения вращающего усилия и плавного вращения все шкивы должны быть должным образом смазаны.
  10. Диаметр и количество шкивов в системе влияют на наработку каната. Срок эксплуатации канатов, работающих на шкивах и лебёдках, во многом зависит от правильно подобранных размеров каната и правильного отношения диаметра барабана лебёдки к диаметру каната Dб/dк. Стандарты для различных условий эксплуатации канатов обычно указывают минимально допустимые значения Dб/dк.

Эксплуатация

  1. Правильная намотка, установка и обращение со стальным канатом значительно продлевает срок его службы. Обслуживание, замена, резка, навеска каната должна проходить под надзором компетентного сотрудника предприятия, согласно предписанным мерам безопасности, инструкциям производителя оборудования и надзорных органов.
  2. Канаты двойной свивки с органическими сердечниками или с органическими сердцевинами могут использоваться до максимального значения в 100°C. Канаты двойной свивки с металлическими сердечниками и канаты одинарной свивки могут использоваться до 200°C, при этом необходимо некоторое уменьшение предельно допускаемой нагрузки, величина которой зависит от времени воздействия высокой температуры и от диаметра проволок. При рабочей температуре между 100°C и 200°C потеря в прочности составляет около 10%. При температурах между 200°C и 300°C — 25%, между 300°C и 400°C — 35%. Поэтому при необходимости следует провести консультации с изготовителем каната.
  3. Эксплуатация канатов в условиях низких температур (менее -40°C) не окажет негативного влияния на прочность стальных проволочных канатов, и в снижении предельно допускаемой нагрузки нет необходимости. Однако, в зависимости от эффективности канатной смазки, при низких температурах прочностные характеристики каната могут быть снижены. При эксплуатации в температурных условиях ниже -40°C и выше 80°C должны применяться специальные канатные смазки.
  4. Так как в начальный период эксплуатации происходит конструктивное удлинение каната и перераспределение напряжений в канате, то после навески нового каната необходимо произвести его обкатку и обтяжку. Обкатка и обтяжка каната должна производиться с постепенным увеличением нагрузки и скорости. Это обеспечит постепенную стабилизацию внутренних напряжений в канате и позволит ему приспособиться к рабочим условиям.
  5. Рекомендуется следующий режим обкатки каната: как минимум 5 циклов (цикл включает в себя намотку каната на барабан лебедки и последующее его сматывание) без нагрузки, 5 циклов при нагрузке 10% от максимального усилия при эксплуатации, 5 циклов при нагрузке 20-30%, 5 циклов при нагрузке 50%, затем 5 циклов при максимальной нагрузке, и в заключение, намотать канат на барабан с усилием около 10%. Повторение циклов с каждой нагрузкой производится с постепенным повышением скорости от минимальной до номинальной.
  6. Запрещается производить обкатку и обтяжку канатов с предельной нагрузкой или тем более с перегрузкой.
  7. После навески, обкатки и обтяжки канатов нужно произвести осмотр канатов, мест крепления и только при отсутствии отклонений допускается проводить их эксплуатацию в обычном режиме.
  8. В процессе эксплуатации канатов необходимо следить за состоянием шкивов, блоков, барабанов. Для нормального вращения они должны быть исправны и смазаны. Не допускать трения каната об элементы конструкции, грунт и т.д. Во избежание повреждения каната, где это необходимо, требуется установка поддерживающих или отклоняющих роликов.
  9. При многослойной навивке на барабан рекомендуется применять канаты с металлическими сердечниками и канаты из пластически обжатых прядей, которые более устойчивы к раздавливанию и деформации.
  10. Чтобы уменьшить износ каната на локальных участках и, следовательно, продлить срок эксплуатации каната, мы рекомендуем укоротить канат после отработки определённого периода, отрезав кусок с конца, прикреплённого к барабану лебёдки. Таким образом, наиболее изношенные участки каната сдвигаются, уступая место неповрежденным участкам каната. Операция подрезки канатов, предназначенных для тяжёлых условий эксплуатации, должна проводиться с определённой периодичностью, не дожидаясь полного истирания каната.
  11. При многослойной навивке грузового каната на барабан рекомендуется его использование на всю длину (исключая витки трения). Если предполагается длительное время использовать лишь часть грузового каната, то следует заменить его на более короткий.
  12. Во время эксплуатации необходимо исключить ослабление и напуск каната. 13. Избегать действий вызывающих поперечные колебания каната при эксплуатации